3 заметки с тегом

метро

Три транспортных кольца Минска

Второй эксперимент в схеме метро — радиальная координатная сетка. По этому эксперименту было четыре сильно разнящихся отклика: от «интересно, хоть и непривычно», до «сложно и не наглядно». Александр Лычавко, например посетовал на необходимость обучения и коуча по такой системе указания.

Слабый контраст координатной сетки заметил и Megalomanа с Онлайнера, который написал, что контуры и четкость второго кольца недостаточны. Как оказалось он воспринял линию между B и C улицами второго кольца. Подумав над замечаниями по «читаемости», я решил, что это вовсе не повод отказываться от идеи. Почему бы не усилить контраст и воспользоваться первым и вторым транспортным кольцом для линий радиальной разметки? Зачем придумывать искусственные координаты, если можно воспользоваться естественными!

Идея использования первого и второго транспортного кольца для радиальной сетки

Сейчас первое и второе кольца существуют только на словах, замкнутой трассой в Минске является лишь МКАД. К 2030 году эту проблему планируют решить.

План развития центральных транспортных магистралей Минска до 2030 года

На карте в масштабе с кольцевой транспортные кольца выглядит так:

Пунктирные линии — планируемые участки строительства

Согласно Генеральному плану развития Минска до 2030 года, чтобы город нормально функционировал, будут развиваться 10 радиальных линий-магистралей и 4 кольца. Первое автомобильное кольцо проходит по ул. Козлова, просп. Машерова, с юго-западной стороны железной дороги на Молодечно, ул. Толстого, Могилевской, Аранской, вдоль железной дороги на Москву, южнее гипсового завода, по ул. Чапаева и Бядули. В последнем пункте оно вольется во второе транспортное кольцо, эта его часть, к слову, также еще не построена.
Интерфакс

Соединение первого и второго кольца поначалу меня сильно огорчило, и я уже было решил, что от идеи придется отказаться. Поколдовав с пустотами, обнаружил, что слияние ничуть не портит систему и сетку использовать это не мешает:

Третье транспортное кольцо, которое построят после 2030 года. Оно встанет между вторым кольцом и МКАД, а соединение первых двух колец станет отличительной чертой Минска и уникальным элементом схемы Минского метро.

Если пойти чуть дальше, найдется применение этого элемента в указателе станций:

Соединяем кольца и схему... Красота

Чуда не произошло надо доворовать еще у Жгуна: плотность в центре катастрофически выросла, видно что первое и второе кольца придется увеличить и пересобрать центр.
Починим в следующей серии, не переключайтесь.

2015   дизайн   метро   Минск   ошибки   схема

Работа на ошибками схемы Минского метро

С момента выхода первой схемы прошло два года. Родились дети и другие, менее интересные, проекты. Схема засветилась в нескольких статьях: на Онлайнере, Ситидоге и Тутбае, каждый раз вызывая волну комментариев, предложений и даже угроз :) Осмысленные замечания я сохранил в таблицу, периодически пополнял советами, заметками. В этой статье я делюсь статусами исправлений по некоторыми из них.

Использовать в схеме белорусский язык — ✓

Спасибо ребятам, все названия переведены, топонимы транслитерированы. Особенно я благодарен за помощь с транслитом, для меня это пытка :)

Использовать официальную транслитерацю — ✓

Эксперимент с нестандартной транслитерацией следует признать неудачным. Несмотря на то, что никто не смог доказать хотя бы одним примером недостаток моей версии, стоит признать, что официальная транслитерация лучше. Схема является не самостоятельным объектом, а частью общегородской навигации и важно чтобы все части этой системы «дружили» между собой и придерживались единых правил. Иностранец в метро и на улице должен видеть одинаковые названия остановок, улиц и объектов.

В транслитерированных названиях сталось немного спорных мест. Например, как правильно транслитерировать составные названия: что переводить, а что транслитерировать?

Чыгуначны вакзал Мінск-Пассажырскі
Как правильно: Vakzal или Railway Station?

В планах организовать корректуру, когда закончу с переделкой алфавитного указателя.

Черновик второй версии схемы без алфавитного указателя:

Схема минского метрополитена 2031

Трамвайная линия должна пересекаться с метро «Площадь Якуба Коласа» — ✓

Характер изгиба линии трамвая у Площади Коласа явно плох. Его исправлением, а также другими эстетическими правками займусь после переделки радиальной структуры.

Метро «Первомайская» не должно находиться на трамвайной линии — ✓

Действительно, остановку «Студенческий городок» нельзя считать ни узловой, ни пересадочной. Исправляем.

Было

Стало

Теперь узловая трамвайная остановка «Стадион Динамо» и метро Первомайская разнесены друг от друга, также исправлена географическая привязка к изгибу русла Свислочи.

Перестать рисовать воровать схемы и идти копать метро — ⚔

Увы, были и такие замечания. Я попросил Егора Жгуна, дизайнера действующей схемы Московского метрополитена и Илью Бирмана, автора альтернативной и конкурсной схем метро высказать мнение по этому поводу.

Ответ Егора:

Развернутый ответ и советы Ильи.

Другие ребята с подобным отношением также сталкиваются. Вот что написал Александр Колодько, участник группы «Агенти змін», авторов новой схемы Киевского метрополитена

«Линии с углами под 90˚ и 45˚, скругления углов, обозначения станций „засечками“ а пересадок „гантельками“ и многое другое изобрел НЕ Лебедев. Это визуальный язык транспортных схем, которая сложилась еще в 30-х гг. прошлого столетия, более всего благодаря Гарри Беку, автору схем лондонской подземки с 1932 до 1960.
С тех пор большая часть транспортных схем использует эту визуальный язык. Поэтому говорить, что мы скопировали у Лебедева (если уж на то пошло, то у Егора Жгуна), а Жгун — у Бека, это примерно то же, что обвинять Оруэлла, что он все скопировал в Диккенса только на том основании, что он тоже писал на английском.»

Спасибо, ребята!

Перевод и транслитерация: Юрый Меляшкевіч, Павал Шаламіцкі, Alex Cheese, Марына Савіцкая.
Подсказки, советы, указания на ошибки и недочеты: Megaloman, Karshachok, Илья Бирман.

Если кого-то забыл, напишите пожалуйста.

2015   дизайн   метро   Минск   ошибки   схема

Минское метро 2030. Часть первая.

Схема минского метро 2030 содержит полтора вагона улучшений по сравнению с официальной вагонной схемой на 17 лет вперед.

Схема минского метро 2030

Гостям столицы будет гораздо проще сориентироваться в незнакомом городе. На схеме метрополитена отображены линии городских электричек, скоростных трамваев, вокзалы, аэропорт. Расположение объектов максимально приближено к географическому, соблюдена топология расположения пересадочных станций. Все названия станций дублируются на латинице, а объекты переводятся.

В предстваленной версии есть два экспериментальных решения, которые еще нужно протестировать на пассажирах.

Эксперимент №1. Радиальная координатная сетка.

В своей схеме московского метро Илья Бирман предложил способ, как можно избавится от координатной сетки с помощью стрелок. Это красивое решение, хоть и не лишенное недостатков, например затрудненного поиска внутри и на кольцевой линии. В исходном виде этот способ оказался непригоден для минской схемы, однако после ряда экспериментов нашлось решение в виде радиальной координатной сетки.

Теперь нахождение любого объекта можно описать как буква окружности (ABCD) и стрелка направления. Например Уручье D↗. Преимущества радиальной сетки в том что человеку даже не нужно выискивать подписи осей. A — центр, B — по середине, С — возле кольцевой, D — за кольцевой. Поиск нужной станции занимает всего пару секунд, даже не обязательно запоминать цвет (или номер) линии.

Эксперимент №2. Неавтоматическая транслитерация.

Я отказался от ISO-9, ГОСТ 7.79 — 2000 и стандартов БАЭС в пользу неавтоматической расширенной транслитерации. Одним из требований транслитерации является автоматическая точная конвертация с одной письменности в другую без потерь. На мой взгляд в схеме этим правилом можно пренебречь, поскольку название в кирилице и в латинице на ней пишутся всегда вместе. Это значит что можно отойти от строгого соблюдения правил в пользу более правильного произношения. То есть к каждому слову подбирается сочетание букв, которые будут наиболее правильно поняты соотечественниками на слух при чтении иностранцем.

Сравните, как прочтут название станции Зеленый Луг англичане:
Zelenyj lugЗеленидж лаг (ГОСТ 7.79 — 2000)
Zeleoniy LoogЗилеоний люг (Мой вариант)

Для тестов я использовал машинное чтение Google Translate, тестировал на Английском, Немецком, Французском языках. В первом приближении это дало неплохие результаты. Дальше нужна помощь лингвистов и носителей языка.

FAQ

Это черновик, а не финальная схема.

— А у тебя пеньки как на Лебедевской схеме.

— Пеньки для обозначения остановок (станций) впервые были изображены Гарри Беком на схеме лондонской подземки в 1933 году. Этот и многие другие принципы выработанные им позднее актуальны до сих пор и используются дизайнерами во всем мире. Более удачного визуального отделения обычных станций от пересадочных не существует.

— Почему схема не на белорусском?

— C этим нужна помощь. Сам я не владею белорусским языком настолько хорошо. Если вы хотите помочь — достаточно написать мне alek@tut.by или оставить комментарий к документу Индекс станций — 2

— Помощь нужна?

— Да! Вы можете помочь:

  1. Найти косяк, ошибку, опечатку на схеме.
  2. Помочь в переводе на белорусский и английский, тестировании транслитерации и поиске косяков. По ссылке сводный перечень станций и узлов.
  3. Поделиться секретной информацией о планах развития метро и скоростного наземного транспорта.
  4. Помочь донести информацию до руководства метрополитена.

Другие неофициальные схемы:
Саша Чеботарев, Иван Князев, Сергей Сташкевич.

Источники
Аэроэкспресс в Аэропорт Минск-2 http://news.tut.by/society/289452.html
За что убивают трамвайную сеть? http://news.tut.by/society/337565.html
Перспективы развития минского метрополитена http://forum.esmasoft.com/viewtopic.php?t=3506&postdays=0&postorder=asc&start=975
Чудные прожекты минского транспорта http://news.tut.by/society/288255.html
http://news.tut.by/society/288255.html
Минская городская электричка

2013   дизайн   метро   Минск   схема